Проект

Развитие познавательно – исследовательских навыков в процессе ознакомления детей 4-5 лет с темой: «Деревья».

 

Выполнила:

Жидкова Альбина Владимировна

слушатель

курсов повышения воспитателей

детских садов с 18.06. - 27.06.15г.

по программе «Федеральный

государственный

образовательный

стандарт дошкольного

образования: содержание

и технологии его реализации»

Научный руководитель:

Соловей Л.Б. кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольного образования

                                              Чебоксары 2015

                                 Содержание
1. Введение………………………………………………4
2. Анализ ситуации……………………………………...5
                      2.1.Анализ внешней среды…..…………………........5
                      2.2.Анализ внутренней среды..……………………...7
                 3.Проблема…..………..………………………………….7
                 4. Гипотеза….…………………………………………….7
                 5. Цель проекта…..……………………………………….8
                 6. Задачи проекта……………..…………………………..8
7. Ожидаемый результат……………..…………………..8
8. Реализация проекта…….………………………………9
9. Мониторинг проекта…….……………………………18
10. Список литературы…….…………………………......23
11. Приложения………….………………………………..24


















«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность  самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. А. Тимирязев
Актуальность:

         Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. 
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения,  с которыми ребенок сталкивается каждый день. В поселке  и даже на участке детского сада можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. На основе приобретенных знаний у ребенка формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, планировать работу, учиться прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому,  детям предоставляется дополнительная возможность приобщаться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Труд с детьми: подготовка клумб, посадка молодых деревьев, полив, рыхление, прополка, сбор семян и листьев осенью.








1. Введение 

Все начинается с детства и все в детстве закладывается. Жизнь человека немыслима без сохранения природы и здоровья.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира представляет собой комплексную деятельность, включающую наблюдения, любования, оценочные суждения, действия по уходу за растениями.
Важным средством приобщения ребенка к миру природы являются прогулки, экскурсии, где можно познакомиться с явлениями живой и неживой природы, рассказать о жизни и разнообразии  растений и животных.
Используя наблюдения за объектами живой природы можно научить ребенка эффективным способам взаимодействия с окружающим:
·         Способствует преодолению детских страхов.
·         Развивает уверенность в своих силах.
·         Избавляет от одиночества, замкнутости, агрессивности и беспомощности.
Проблемой ознакомления дошкольников с природой занимались К. Д. Ушинский,  Л.Н.Толстой,В.А.Сухомлинский,Л.А.Каменский. Знания об объектах живой природы приобретают разными путями: через книги и картинки, рассказы взрослого и кинофильмы. Но особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с природой – наблюдение. 
Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе и рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, постепенно накапливать и углублять знания.
Все методы и формы работы, которые мы применяем в процессе организованной образовательной деятельности детей по ознакомлению с объектами живой природы, очень важны. Так мы знакомим ребенка с миром, в который он пришел
.








2. Анализ ситуации.


               2.1 Анализ внешней среды.


Благоприятные факторы

Отрицательные факторы


Политические
Подкреплённая законодательная база:
-Постановление правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения» 1994г.
-Конституция РФ и ЧР
-Закон «Об образовании» РФ и ЧР
-Постановление « Об экологическом образовании обучающихся  в образовательных учреждениях РФ» 1994г.
-Проект « Стратегия экологического образования  в РФ» 2000г.
-Конвенция о правах ребёнка
-Концепция дошкольного воспитания

Недостаточное обеспечение материально-технической базы.
Переоценка значения ДОУ в воспитании детей; перенесение ответственности на ДОУ.
          







Социальные

- Рост образовательного ценза родителей воспитанников
-Разнородность социального статуса родителей
-Снижение воспитательного потенциала семьи: тенденция увеличения детей.

            



        
                Экономические

Возможность внебюджетного финансирования
-Организация республиканских конкурсов с возможностью получения гранта
-Экономическое рассмотрение населения: рост числа семей, проживающих за чертой бедности
-Низкий уровень заработной платы работников образования
-Недостаточное бюджетное  финансирование для приобретения материала экспериментирования

                                                 
                                                      Технологические

- Компьютеризация МБДОУ   «Батыревский – д/с «Центральный»
Наличие педагогических  технологий
-Недостаточное  владение компьютером педагогов


                                                       Экологические

Батыревский район -  экологическая благоприятная зона
- Деградация почвы- опустынивание, засоление, разрушение структуры
- Интенсивное сокращение лесов, в частности тропических, которые являются « лёгкими планеты» и обеспечивает кислород всему живому на Земле
- Загрязнение окружающей среды ( воздуха, почвы, воды) отходами промышленного и с/х производства
- Ухудшение здоровья людей ( взрослых, детей)
Возможности
Угрозы и препятствия
-Участие на районных, республиканских конкурсах
- Нехватка квалифицированных педагогов






2.2                     Анализ внутренней среды

Сильные стороны
объекта
Слабые стороны
объекта
- Комплексная программа « Программа воспитания ребёнка дошкольника» под рук. О.В. Драгуновой Чебоксары, 1995г.
-Парциальная программа «Наш дом-природа» под рук. Н.А. Рыжовой, 1998г.
- Хрестоматия «Çăлкуç»
-Экологическая тропинка

- В комплексной программе раскрыты методические рекомендации по разделам «Неживая природа»
-Программа не имеет диагностических инструментарий
-Недостаточный уровень знаний воспитателей по экологическому образованию
- Недостаточный уровень знаний родителей о неживой природе
-Нерегулярные прогулки на природу родителей с детьми в выходные дни из-за занятости первых
-работа с родителями (Отсутствие педагогического опыта у большинства родителей)
Возможности
Угрозы и препятствия
- Использование ИКТ- технологий при проведении занятий
-Использование современных программ: 1. «Программа воспитания ребёнка- дошкольника» под рук. О.В.Драгуновой. 2. «Наш дом природа» под рук. Н.А.Рыжовой
- Отсутствие у родителей времени и потребности часто быть на природе с детьми
 -Нет уголка экспериментирования.


3.Проблема:

Хотим узнать «Какие породы деревьев растут на участке нашего детского сада?»

4.Гипотеза: 

Формирование познавательно – исследовательских навыков у детей будет эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по ознакомлению дошкольников с объектами живой природы с использованием разнообразных форм и методов работы с дошкольниками и создание развивающей среды. 

5.Цель проекта: 

Формирование познавательно – исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.

6. Задачи проекта: 

- Дать детям знания о деревьях, как представителях живого в мире природы, понимание связи между средой обитания и особенностями строения.
- Научить детей пользоваться простейшими способами обследования деревьев.
- Формировать умение получать сведения о растениях путем проведения опытов.
- Развивать умение использования моделей в исследовательской деятельности.
- Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
- Воспитывать любовь, доброе отношение к природе.

7. Ожидаемый результат.
- Расширился кругозор детей о растительном мире Батыревского района.
-  Сформировалась у детей необходимое представление о природе.
- Создали в группе необходимые условия для самостоятельного наблюдения за появлением листочков на ветках деревьев.
-  Расширили знания о природе родного края, о пользе деревьев.
-  Повысили уровень знаний детей о деревьях.
- Умеют самостоятельно и творчески отражать свои представления о деревьях разными изобразительно – выразительными средствами.
- Применение знаний, полученных при ознакомлении детей с художественной литературой, в самостоятельной творческой деятельности.
- Формировались познавательно – исследовательские навыки.
-   Повысилась компетентность родителей в вопросах касающихся природы родного края.
- Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей доброго отношения к природе.
- Закрепили у детей представление о различных видах лесов, о бережном отношение к деревьям, о назначение деревьев в жизни людей.




Участники процесса:
·         Дети группы
·         Родители;
·         Воспитатель;
·         Музыкальный работник;
·         Инструктор по физкультуре.
Проект: среднесрочный, групповой, исследовательско – творческий.
8. Сроки реализации: с 15.09.14 г. по 15.12.14 г.

Формы и методы работы:
Работа:
·         Рисование на природе ( на песке, на снегу, рисование натуры ).
·         Наблюдения, целевые прогулки и экскурсии.
·         Индивидуальная работа с детьми.
·         Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий.
·         Чтение художественной литературы о природе.
·         Утренние беседы.
·         Работа в книжном уголке.
·         Тематические выставки.
·         Посещение музеев и выставок, библиотек.
·         Дни творчества.
·         Тематические праздники.
·         Взаимодействие с семьей.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА: «Какие деревья растут на участке нашего детского сада?»

N
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
УЧАСТНИКИ
1
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. Диагностика знаний детей, с занесением полученной информации в таблицу.
Диагностика по теме: «Какие деревья ты знаешь?» 

Постановка проблемы: «Какие породы деревьев растут на участке нашего детского сада?»
1.      Изучение методической литературы.
2.      Познакомить родителей с темой, целями и основными направлениями и этапами работы.
3.      Консультации в родительский уголок:
«Игры с детьми на прогулке» 
«Учите детей видеть красоту природы»
«Сезонные изменения в природе»
Воспитатели






Воспитатели


Воспитатели

Воспитатели
2
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
·         Чтение рассказов, стихов, загадок и их обсуждение на протяжении проекта.

·         Непосредственно образовательная деятельность (НОД)
1.      « В гости к деревьям»
2.      Составление описательных рассказов о деревьях
3.      Рисование «Осенние деревья»
·         Опыты:
1.      «Распускание веток при различных условиях»
2.      Беседа:
«Почему у нас на участке не растет дуб и береза?»
·         Дидактические игры по теме:
«Деревья» 
«Плоды и листья»
«Покажи и назови части дерева»
«Один - много»
Воспитатели, родители и дети



Воспитатели


Родители и дети




Воспитатели и дети



«Какой листик?» 
«Куда упали листья?»
«Какой бывает лес?»
«Найдите дерево»
«Четвертый лишний»
·         Составление загадок. Отгадывание загадок о деревьях.
«Отгадай дерево»
·         Сбор листьев для гербариев

·         Экскурсия в лес
1.      Пешеходные прогулки по улицам поселка
2.      Наблюдения за деревьями
·         Музыкальные тематические праздники «К ёжику в осенний лес».
·         Физкультурно – тематические праздники



Родители и дети, воспитатели
Дети, родители, воспитатели
Воспитатели





Родители и дети, воспитатели





Музыкальный руководитель

Инструктор по физкультуре
3.
ИТОГОВЫЙ ЭТАП
1.      Итоговая мультимедийная презентация «Деревья на участке нашего детского сада»
2.      Составление гербариев

1.      Выставка «Дерево, которого нет в природе»
Воспитатели, дети


Родители, дети

Воспитатели, родители, дети
ОБЪЕМ ЗНАНИЙ, ПРИОБРЕТАЕМЫХ ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Названия блоков
Объём знаний
Блок 1.
Познавательно -        экологический
Формирование знаний о названиях некоторых деревьев, о составных частях дерева, о пользе дерева.
Наблюдение за деревьями (экскурсии в лес, пешие прогулки по улицам поселка, просмотр видеофильмов, рассматривание иллюстраций).
Систематизация информации о разновидностях деревьев и условий их произрастания.
Блок 2.
Продуктивная деятельность
Выставка рисунков «Лес, словно терем расписной». Составление мини – рассказов, загадок о деревьях. Создание гербария. Оформление тематических выставок из природного материала.
Блок 3.
Создание развивающей среды
Оснащение центра математике картинками с изображением деревьев разных видов и деревьев, разных по высоте и по толщине ствола, силуэтные изображения этих деревьев.
Игра – лабиринт,
Дидактические игры
В центре творчества различные художественные средства.
Использование тематических  физминуток, художественного слова, пальчиковой гимнастики.
Демонстрационный материал:
ребусы, кроссворды, деревья в картинках, репродукциях, иллюстрациях художников.
В центре «Я познаю мир». Модель дерева, в которой представлены составные части дерева, листья для гербария, природный материал.
Дидактическая игра «Покажи и назови части дерева».
В центре «Экспериментирования»
- 2 веточки от деревьев рябины и ивы
- дневник наблюдений за ветками деревьев.
- спил дерева (берёза), листья от деревьев.
В центре «Физкультуры» картотека подвижных игр.
Блок 4.
Взаимодействие педагогов, родителей и детей

Консультации по теме:
«Игры с детьми на прогулке»
«Учите детей видеть красоту природы»
«Сезонные изменения в природе».
Помощь в организации тематических выставок и досугов.
Сбор листьев и природного материала для гербария.
Повышение педагогической культуры родителей.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА «Развитие познавательно – исследовательских навыков в процессе ознакомления детей 4 – 5 лет с темой «Деревья».

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
ОСНАЩЕНИЕ
Центр естествознания
Рассматривание и описание картины И. Левитан Золотая осень». И. Шишкин «Зима».
- Создание гербария  из собранных листьев
- Просмотр мультфильма «Дерево и кошка»
- иллюстрация картины
- игрушечные деревья
- диск с мультфильмом

- Беседа «Что мы знаем о деревьях?»
- Чтение художественных произведений о деревьях
- иллюстрации деревьев, фотографии
- русская народная сказка  «Дурак и берёза»
Рассказ В. Осеевой «Синие листья»

- Разучивание стихов,      отгадывание загадок
- Театрализация сказки
- Ознакомление с профессиями связанными с темой: «Деревья»
·         дворник
·         плотник
·         резчик по дереву
- И. Токмакова «Ива», «Тополек»
- изготовление масок

- иллюстрации
- загадки
Математическое развитие
- Непосредственно образовательная деятельность (НОД) «Путешествие в сказочный лес»
- Д/упражнение «Пересчитай листья»
- Д/игра «Соедини точки по порядку»



- листочки дуба, рябины, клёна.
- карточки-задания «Соедини по точкам»
Изобразительная деятельность
- Коллаж из осенних листьев «Осенний ковёр»
- Лепка «Веточка рябины»
- Конструирование из прищепок «Необычные деревья»
- Создание книги «Энциклопедия о деревьях»
- Рисование «Осенний лес»
- технологическая карта последовательности изображения
- солёное тесто, гуашь, бисер
- прищепки, гречневая крупа, гипс
- гуашь, акварель, восковые мелки
Центр игры
- Сюжетно – ролевая игра «Экспедиция в волшебный лес»
- Пазлы «Деревья»
- Настольная игра «Сказочное дерево»
- иллюстрации разнообразных видов деревьев
- пазлы
- настольная игра
Физическое развитие
Музыкально – физкультурный досуг «К ёжику в осенний лес».

Здоровье и безопасность
«Правила поведения в лесу»
«Какие опасности подстерегают нас в лесу»
- папка - передвижка




ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.
ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



























ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ














                ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОЕКТУ:

« РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ С ТЕМОЙ «ДЕРЕВЬЯ».

Образовательная область
Форма
Тема
Место проведения
Количество
Познавательное развитие
Наблюдение
«За деревьями»
«Какие листья на деревьях»
Рассмотрим кору»
«Как расположены ветки у разных пород деревьев»
Участок ДОУ
Систематически

Непосредственно образовательная деятельность (НОД)
«В гости к деревьям»
Группа
По плану

Дидактические игры
«Узнай дерево»
Собери дерево»
«От какого дерева листок?»
«Узнай по описанию»
«Чем отличаются и чем похожи деревья?»
«Загадай загадку»

Группа,
         участок
            ДОУ
Систематически

Рассматривание альбомов, фотографий
«Деревья»
«Природа Батыревского района»
Группа
Систематически

Экскурсии, пешие прогулки
По улицам села Батырево
Село     Батырево
1 раз в неделю
Речевое развитие
Пересказ рассказа
Г. Скребицкий «Осень»
Группа
По плану

Составление описательных рассказов
«Опиши дерево»
«Опиши листок»
Группа,
Участок ДОУ
По плану

Заучивания стихотворений
А. Толстой «Осень»
Группа
По плану

Чтение стихов, загадок, рассказов
М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет»
О. Зыкова «Берёза», «Осина», 
И Суриков «Рябина»,
Э. Мошковская «Дедушка Дерево».
Группа
По плану

Рассматривание иллюстраций

Группа
По плану
Художественно-эстетическое развитие
Рисование, аппликация, лепка
«Дерево, которого нет в природе»
«Желуди»
«Новогодняя ёлка»
Группа
По плану

Рассматривание репродукций пейзажей
И. Шишкин «Зима»
И. Грабарь «Зимний пейзаж», «Роскошный иней», «Февральская лазурь» 
К. Юон «Мартовское солнце»
И. Левитан «Золотая осень»
Л. Бродская
«Золотая осень»
И. Грабарь
«Ясный осенний вечер»
Группа
По плану
Социально-коммуникативное развитие
Посещение   выставок

Музей села, художественная школа
Декабрь
Художественно-эстетическое
Тематические праздники
Осенний праздник «К ёжику в осенний лес»
Музыкальный зал
Октябрь
Физкультурное развитие
Пешие прогулки
Включение игр по теме
Участок детского сада
По плану


9. МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ДЕРЕВЬЯХ.
Начало проекта: 15.09.2014 года
     Конец проекта: 15.12.2014 года.

Задание «Растительный мир».
Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли различать  растения, знают органы растения и их функции.
 Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития  дерева.
 1. Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?
 2. Чем дерево отличается от кустарника?
 3. Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
 4. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
 5. Где можно встретить деревья, как они приспосабливаются к разным  условиям жизни?
 6.  Назови и покажи на картинке строение дерева, для чего они необходимы.
 7.  Почему нужно беречь природу? Как человек использует деревья и кустарники в своей  жизни?
 8.  Разбери картинки по группам: деревья и кустарники. Назови их. Чем они полезны?
Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 
   говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 
   наводящих вопросов – 2 балла.
3  Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 25 – 30 баллов.
Средний уровень – 20 – 24 баллов.
Низкий уровень – 10 – 15 баллов.
 Оценка результатов деятельности:
1. Высокий уровень. Ребенок самостоятельно называет разные виды деревьев, кустарников. Без труда выделяет группы предложенных деревьев. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития деревьев. Практические умения и навыки ухода за деревьями сформированы отлично. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к деревьям.
2. Средний уровень. Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов деревьев, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития деревьев. Практические умения и навыки ухода за деревьев сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к деревьям.
3. Низкий уровень. Ребенок затрудняется называть виды деревья, кустарников. Не всегда может выделить группы предлагаемых деревьев, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за деревьями. Практические умения и навыки ухода за ними не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к деревьям.
Результаты мониторинга:
Начало проекта                                       Конец проекта
Низкий уровень  -   28 %                          Низкий уровень -  8%
Средний уровень  -   72 %                        Средний уровень – 62%
            Высокий уровень  -  0 %                           Высокий уровень – 24%
           ВЫВОДЫ: По окончании проекта уровень знаний детей о деревьях повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе Батыревского района, повышению познавательного интереса.
 
 
 
Примечание: 6% -детей находились в отпуске.
 
 
  ОПЫТ «РАСПУСКАНИЕ ВЕТОК».


N
Где быстрее распустятся листочки
Ветки рябины
Ветки ивы
1.
В светлом месте
Появились зеленые листочки за 5 дней
Появились зеленые листочки за 7 дней
1.
В темном месте
Появились листочки светло-зеленого цвета за 10 дней
Появились листочки светло-зеленого цвета за 12 дней
2.
В теплом месте
Появились зеленые листочки за 5 дней
Появились зеленые листочки за 7 дней
2.
В холодном месте
Не появились листочки
Не появились листочки
3.
В воде
Появились зеленые листочки за 5 дней
Появились зеленые листочки за 7 дней
3.
Без воды
Не появились листочки
Не появились листочки
Дети ежедневно наблюдают за ветками и отмечают в календаре наблюденийизменения.

ВЫВОДЫ: Чтобы на ветках появились листочки, нужна вода, свет, тепло. Но листочки маленькие и всё равно засыхают. Дерево должно расти в земле. У деревьев длинные корни.






































                                                                       10. Список литературы

1.     Алябьева Е.А. «Нравственно – этические беседы и игры c дошкольниками»М. 2005 г.
2.     Алябьева   Е.А.  «Тематические дни и недели в детском саду» Планирование и конспекты. Творческий центр М. 2007 г.
3.     Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Издательство «Учитель», Воронеж, 2002г.
4.     Вакуленко Ю.А. «Воспитание любви к природе у дошкольников» Волгоград, 2008 г.
5.     Голицына Н.С. Перспективное планирование в детском саду.
Подготовительная к школе группа.- М:»Скрипторий 2003», 2011 г.
6.     Драгунова О.В. «Программа воспитания ребенка – дошкольника» Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1995г.
7.     Дыбина О.В., Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Поготовительная к школе группа. Изд.Мозаика-Синтез М. 2011 г.
8.     Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами», Педагогическое общество России. – М.,2006г.
9.     Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»
10.                       Мазильникова Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период/ Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина.-Санкт-Петербург: ООО «Издательство « Детство-пресс», 2013 г.
11.                       Николаев С.Н. «Ознакомление дошкольников  неживой природой» Педагогическое общество России. – М.,2005г.
12.                       Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников», - М.,1998г.
13.                       Нисканен Л.Г. «Первое знакомство с природой» - М. «Школьная пресса», 2005г.
14.                       Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под редакцией Прохоровой Л.Н., - М., АРКТИ, 2005г.
15.                        Поддьяков Н.Н. ,Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград. Перемена. 1995 г.
16.                       Плешаков А.А. Зеленые страницы М.: Просвещение, 1994 г.
17.                       Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду» Издательский дом «Карапуз», - М., 2001г.
18.                       Рыжова Н.А. «Я и природа», М., 1996г
19.                       Рыжова Н.А. «Наш дом – природа», - М., 1998г.
20.                       Савенков А.  «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании» (Дошкольное воспитание» №12 за 2005г.)
21.                       Скорлупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». – М., 2003г.
22.                       Шарыпина Т.А. «Беседы о русском лесе» Москва, 2010 г.
23.                       Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Методическое пособие.-М: Мозаика-Синтез,2005-2010 г.
24.                       Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий.-М.:Мозаика-Синтез, 2009-2010 г.
25.                       Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е.Кузнецова.-Москва:Всемирный фонд дикой природы. 2006 г.

Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

















11. ПРИЛОЖЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ ПО ТЕМЕ: «ДЕРЕВЬЯ…»

ОСЕНЬ

Тема: Многообразие осенних листьев

Цель – показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие – «листопад».

Ход прогулки

     Наблюдение

Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья – все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание детей, как один листок летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю – это листопад. 
Рассмотреть с детьми листья разных деревьев. Обратить внимание, что поверхность листовой пластинки у листьев от разных деревьев разные (у березы - шершавая, у клена - гладкая и т.д.).

Художественное слово
Падаю, падают листья-
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
                   М. Ивенсен
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
                     Е. Головин
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем, 
Под ногами шелестят
И летят… Летят… Летят…
                         Е. Тутнева                                               
Загадки (А) и пословицы (Б)
А. Падают с ветки золотые монетки.
                           (Листья)
Растут-зеленеют,
Упадут-пожелтеют,
Полежат-почернеют.
                           (Листья)
Летают, кружатся,
На землю ложатся.
С земли не встают
И тут пропадут.
                          (Листья)
Б. Октябрь землю покрыл  где листком, где снежком.


Дидактические игры (А) и упражнение (Б)
А. «Найди самый красивый листок» - дети выбирают из предложенных наиболее понравившийся. Цель – закрепить название цвета, научить составлять сложносочиненные предложения.
«Узнай дерево по листочку» - детям предлагается листок дерева, которому он принадлежит. Дети называют дерево. Цель - закрепить названия деревьев.
Б. «Сдуй листок со стола» - на столе перед каждым ребенком раскладываются листья деревьев, дети стоят на коленях или садятся на корточки перед столом так, чтобы листья находились на уровне губ. По команде воспитателя дети делают глубокий вдох и дуют на листья, вытянув губы трубочкой. При этом воспитатель следит за тем, чтобы дети не поднимали плеч на вдохе и не раздували щек на выдохе. Упражнение не стоит выполнять более 3-4 раз.
Цель – развивать речевое дыхание. 
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
«Составь узор» - составление узора из осенних листьев на дорожке, чередуя листья по цвету.
Скрепляя листья веточкой, изготовить пояс или веночек, шапочку.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять.                                 Загибают пальчики,  
Будем листья собирать.                                      начиная с большого.      
 Листья березы,                                               Сжимают и разжимают кулачки
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.                      «Шагают» пальчиками.
                     Н. Нищева


Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Собрать букет.
Б. Перепрыгнуть дорожку из листиков.

Подвижные игры

«Листопад». Цель – закрепить знание детей о цвете, величине осенних листьев. Закрепить понятие «листопад». Ход игры. Дети  выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету.
Дети бегают, взмахивают руками:
Листопад! Листопад!                     Действия выполняют дети с жёлтыми
Листья желтые летят!                     листьями.  
Кружатся красивые
             желтые листочки!
Кружатся красивые                         Действия выполняют дети с красными
             Красные листочки!             листьями.
Сели! Уселись и замерли.                Не шевелятся.
Прилетел легкий ветерок, подул.      Дуют.
Поднялись листья,                           Разбежались.
    Разлетелись в разные стороны.
Закружились,                                   Кружатся.
           Закружились!
Листопад! Листопад!
Листья по ветру летят!

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья. Игра повторяется 2 – 3 раза.
«Поймай листок». Цель – развить умение подпрыгивать на месте как можно выше. Ход игры. Дети пытаются поймать листок, висящий на веточке или летящий по воздуху.

Тема: «Знакомимся с деревьями»

Цель – уточнять понятия «дерево», «куст». Объяснить, как отличить дерево от куста. Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «тяжелый», «легкий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».

Ход прогулки
 Наблюдение

         Сходить с детьми в парк. Обратить внимание на деревья, кусты, показать ствол, ветки, листья. У деревьев стволы тонкие и толстые. Как это узнать? Предложить детям собрать веточки, рассмотреть их и определить, длинная или короткая, толстая или тонкая, на что похожа. Обратить внимание на то, что на деревьях осталось мало листьев.
       Детям предложить рассмотреть  семена деревьев и кустарников. Сравнить их между собой, определить, с какого они дерева. Изучить шишки хвойных деревьев: ели, сосны или лиственницы, сравнить их, отогнуть чешуйки шишек, рассмотреть семена. Определить, какая из двух шишек тяжелее. Сравнить камешек и шишку, определить поверхность.
      Показать рябину, дать попробовать ягоды. Предложить ответить, почему по-прежнему рябина нарядная. Спросить, какие на вкус ягоды. Рассказать, что эти ягоды любят снегири.

Художественное слово

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
                А. Твардовский
Печальны лес и дол завялый,
Проглянет день – и уж темно,
И, будто путник запоздалый,
Стучится буря к нам в окно…
                         А. Пушкин
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
                        С. Есенин
Октябрь уж наступил – 
Уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей…
                              А. Пушкин
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
                              И. Бунин
Загадки (А) и скороговорки (Б)
А.   Жаль озябшего бедняжку – 
       Всем ветрам и ветеркам
       Он последнюю рубашку
       Раздарил по лоскуткам.
                              (Лес)
       Его весной и летом
      Все видели одетым,
      А осенью с бедняжки
      Сорвали все рубашки.
                              (Лес)
     На горе шумит,
     А под горой молчит.
                              (Лес)
Никто не пугает,
А вся дрожит.
(Осина)
Платье потерялось – пуговки остались.
                                                  (Рябина)
Одна нога – много рук.
                    (Дерево)
Б. У пеньков опять пять опят.


Дидактические игры

«Найди дерево» - воспитатель показывает дерево, имеющееся на участке, дети находят его. Цель – закрепить названия деревьев.
«Сравни» - дети сравнивают веточки разных деревьев. Цель – найти и назвать веточки разной длины и толщины.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

«Угадай» - угадать на ощупь, что положили в ладошки (камешек, шишку, травинку или палочку).

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал,                 Плавные, волнообразные движения ладонями   
Ветер листики считал:           Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.          Укладывают ладони на коленки.
             Н. Нищева
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Собрать и разложить по коробкам природный материал.
Б. Метание шишек в дерево правой и левой рукой.
Подвижная игра
«Поймай грибок». Цель – упражнять в беге врассыпную с уворачиванием, развивать навыки пространственной ориентации. Ход игры.
  Меж еловых мягких лап
                             Дождик кап, кап, кап.
 Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох!
    Где листок к листку прилип,
    Вырос гриб, гриб, гриб.

Воспитатель: «Кто нашел его, друзья?» Дети: «Это я, я, я!» Дети – «грибники» (стоят в парах лицом к друг другу, взявшись за руки) ловят «грибы» (заключить в свой круг).

Тема: «Знакомимся с работой дворника»

Цель  познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Воспитать уважение к людям труда, желание помогать.

Ход прогулки
Наблюдение

         
Обратить внимание детей на дворника. Спросить, для чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в работе. Понаблюдать и наметить с детьми, что нужно сделать, чтобы растениям было хорошо, чтобы помочь им подготовиться к зиме: прополоть, обрезать сухие ветки.
           Спросить у детей, что было бы, если бы дворника не было.

Художественное слово
Встает дворник на заре,
Крыльцо чистит на дворе.
Дворник мусор уберет
И дорожки разметет.
                    В. Степанов
Загадки
Голичок на длинной ножке
Пляшет прямо на дорожке,
Убирает все дотла,
А зовут меня… (метла)
Скручена, связана,
На кол посажена,
А по улице пляшет.
                (Метла)
Зубасты, а не кусаются.
                       (Грабли)

Дидактическая игра

«Что делает?» - описать работу дворника. Цель – научить подбирать глаголы к существительному «дворник».

Упражнения на развитие мелкой моторики рук
«Сделай сам» - сделать из сухой травы веник.
Собрать мелкие камешки в корзину.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Собрать крупный мусор.
Б. Научить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие.
Подвижная игра
«По ровненькой дорожке». Цель – научить ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом. Ход игры.
По ровненькой дорожке,«Пружинка» на двух ногах с продвижением вперед
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два,
По камешкам, 
               по камешкам
В ямку – бух!                                                  Присесть на корточки.
Вылезли из ямы.                                         Поднимаются.
           (Игра повторяется.)


ЗИМА
Тема: «Наблюдаем за работой дворника»

Цель – воспитать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим.

Ход прогулки
   Наблюдение

     Обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Предложить детям помочь очистить тротуар, участок площадки от снега.
      Детям предложить посмотреть, как убирает снег трактор. Кто управляет им? Какие части есть у трактора (колеса, кабина, дверь, грейдер).

Художественное слово
Снега прошли немалые,
А все идут, идут…
Дворники усталые
Метут, метут, метут.
Гремят они лопатами
Под тучами лохматыми,
Метелками шуршат.
На улицах, на улках,
В дворах и закоулках
Управиться спешат.
                   Е. Благинина
Встанет дворник на заре,
Снег расчистит во дворе.
Дворник мусор уберет
И песком посыплет лед.
                 В. Степанов
Загадки
Он с утра пораньше встанет,
Лопату в руки возьмет,
Тротуар почистит
И весь двор уберет.
                 (Дворник)

Дидактическая игра

«Кому что нужно для работы» - дети рассуждают на тему «Профессии».
 Цель – закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи, орудия труда. Воспитать интерес к труду взрослых, желание трудиться.

           Упражнения на развитие мелкой моторики рук
Собрать из прутиков веник.
Пальчиковая гимнастика «Снегопад».
Белых хлопьев белый пух плавно                        Вращают кисть руки.
                                          и спокойно
Надь деревьями кружит                                       Руки вверх.
                              и над колокольней.
Каждый дом и каждый куст                                Показывают крышу дома.
                                 греют, одевают
Снеговая шубка и шапка снеговая.                     Показывают шубку и шапку.
Белых хлопьев белый пух                                   Показывают, как падает снег.
                             с неба валит валом,
Укрывая белый свет белым одеялом,              Поглаживают одну ладонь другой.
Чтобы слева, впереди,                                    Показывают направления.
                                    позади и справа
Сладко спали до весны дерева                     Показывают, как спят.
                                            и травы.
Это сколько ж наметет снега                       Руки у щек, покачивают головой.
                                        за ночь-то!
Это как же полетят с горки саночки!         Левой ладонью проводят 
                                         Г. Лагздынь        сверху вниз по правой руке.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Очистить тротуар или участок площадки от снега.
Б. перепрыгивание через очищенную дорожку.

Подвижная игра

«Дорожки». Цель – научить детей бегу друг за другом, делая сложные повороты, сохранять равновесие, не мешать друг другу и не толкать впереди бегущего. Ход игры.  На площадке рисуются разные извилистые линии, дети бегают по ним.

Тема: «Наблюдаем за деревьями».

Цель – показать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки.


Ход прогулки
     Наблюдение

          Показать, что у елочки (сосны) – зеленые иголки (хвоя). Еловая веточка – лапа. Сравнить ее с голой белой березкой. Отметить, что она сбросила листву на зиму. Объяснить, что в морозные дни ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу.
         Обратить внимание детей на деревья, когда после оттепели ударяет мороз, на ветках образуется тонкий слой льда. Веточки качаются от ветра, задевают друг друга, и слышится тихий мелодичный звон.

Художественное слово
Вот и мороз…
Забыта осень…
Затих, застыл весенний лес.
Под низкой крышею небес
Деревья спят, одежды сбросив.
И не тревожат их нимало
Ни ветра свист, ни вьюги вой:
Закутала их с головой
Зима в свой снег
Как одеяло.
Теперь их только по весне
С дождем желанным
Гром разбудит…
Деревья спят
Совсем как люди
И день за днем растут во сне.
                                К. Чомов
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
                             В. Суслов
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказкой сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
                           С. Есенин
Загадки
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
              (Дерево)
Весной цвету,
Летом плод приношу,
Осенью не увядаю,
Зимой не умираю.
           (Ель, сосна)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
                                  (Ель)
                     О. Высоцкая

Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)

А. «Что сначала, что потом?» - дети отвечают на вопросы «Из чего вырастает дерево?», «Что с ним может быть потом?»  Цель – развить логическое мышление, фантазию. Научить говорить полным предложением.
Б. «Толще, выше» - дети описывают дерево, предложенное воспитателем. 
Цель – развить умение употреблять в речи прилагательные в сравнительной степени, ориентировку в пространстве, повторить названия деревьев.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук
Собрать из прутиков веник.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Сгрести снег к стволам деревьев.
Б. Метание в цель (шишкой).

Подвижные игры

«Ворона и собачка». Цель – научить подражать движениям и звукам птиц, двигаться, не мешая друг другу.  Ход игры. Выбирается «собачка», остальные дети – «вороны».
Возле елочки зеленой                        Дети прыгают, изображая ворону.
Скачут, каркают вороны:
                          «Кар! Кар! Кар!»
Тут собачка прибежала                                 Дети убегают от «собачки».
И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»
         Игра проводится 2-3 раза.
«Беги к тому, что назову». Цель – напомнить детям названия деревьев. Обучить бегать стайкой. Ход игры.
Раз, два, три – елку найди!
   Раз, два, три – к березе беги!

ВЕСНА

Тема: «Первые листья на деревьях»

Цель – повторить названия деревьев. Обсудить строение дерева (ствол, ветки, листья).

Ход прогулки
     Наблюдение

                Обратить внимание на то, что после зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовые лопнуть. Рассмотреть почки на ветках: у тополя они длинные, клейкие, душистые, а у березы – круглые, мелкие. Рассмотреть вблизи появившиеся листочки. На березе – сморщенные, клейкие, гармошечкой, темно – зеленые. На тополе – блестящие,клейкие,темно–зеленые.
    Рассматривая почки с детьми, объяснить, что одни деревья просыпаются раньше, другие – позже. Рассказать о целебных свойствах березовых и сосновых почек. Потрогать листочки, найти сходство и отличие. Наблюдать за ростом листочков. Наблюдать за посадкой деревьев и кустарников, перекопкой земли. Объяснить, зачем это делается.

Художественное слово
Шумливые теплые ветры
Весну на поля принесли.
Сережки пушатся на вербе,
Мохнатые, точно шмели.
                           Я. Аким
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
                       А. Плещеев
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
                    В. Рождественский
Выбрались из почек
Первые листочки,
Радуются солнцу,
Не поймут со сна:
- Неужели это…
Неужели лето?
- Нет, еще не лето,
Но уже – весна!
                    В. Данько
Вчера крыжовник весь светился – 
Он был корявый и смешной.
А нынче сразу распустился,
Стоит под зеленью сплошной.
                        Е. Благинина

Загадки (А) и пословица (Б)
А. Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня… (весна)
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
                    (Береза)
Матушкой-весной я в платье цветном,
Мачехой-зимой – в саване одном.
                                   (Черемуха)
Над водой 
Стоит с красной бородой.
                         (Калина)
Б. Май лес наряжает, лето в гости ожидает.

Дидактические игры

«Рассмотри и опиши» - дети рассматривают и описывают предложенные воспитателем растения. Цель – закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отношение к природе.
«Какой листок» - дети описывают предложенный воспитателем лист дерева. 
Цель – употребить в речи относительные прилагательные.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук
Выложить листики из камней
Скрепляя листья веточкой, изготовить пояс или веночек, шапочку.

Труд (А) и индивидуальные  физические упражнения (Б)
А. Очистить землю от старой листвы. Посадить дерево или кустарник.
Б. Допрыгни до листика (прыжки в высоту).

Подвижные игры

«Зевака». Цель – развить внимание, упражняться в бросании и ловле мяча. Ход игры. Дети встают в круг и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен ловить. Тот, кто уронит мяч, встает в круг и по заданию детей выполняет 2 – 3 упражнения с мячом.
«Охотник». Цель – упражняться в бросании и метании мяча. Ход игры. Одного выбирают «охотником», все остальные – «дичь».
«Охотник» играет в мяч, остальные в это время ходят по площадке. После 3-4 упражнений он кричит: «Дичь!» Все останавливаются, и он со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный становится помощником охотника. Игра продолжается пока не появится определенное количество помощников (3-5 чел.).

Тема:» Цветут деревья и кустарники»

Цель – познакомить детей с цветением деревьев и кустарников.

Ход прогулки
     Наблюдение

         Обратить внимание на красивую вербу с пушистыми, словно меховыми, сережками. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны.
         С детьми понаблюдать за цветением тополя и березы: на деревьях нет еще листочков, но с ветвей свисают сережки. Куда деваются сережки? Обратить внимание на длину и цвет сережек. Полюбоваться цветением черемухи и сирени. Определить характерные признаки, особенности. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Художественное слово
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
                    А. Фет
Залит солнцем весь весенний,
И сквозь окна светлые
Смотрят в сад кусты сирени
Тучкой фиолетовой.
                    В. Жак
Как мой садик свеж и зелен!
Распустилась в нем сирень,
От черемухи душистой
И от лип кудрявых тень…
                    А. Плещеев
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
                    С Есенин
- Черемуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
                    Е. Благинина
Сиянье, плеск и щебет во дворе…
А верба вся в пушистом серебре:
Вот-вот сорвутся да и улетят
Комочки этих сереньких утят.
Притронешься, погладишь – как нежны
Доверчивые первенцы весны!
                    Е. Благинина
Солнце дарит всем весну,
Вытаяли стежки.
Я за пазухой несу
Вербные сережки.
                    Р. Бородулин
Загадка 
Самый первый день весны,
Самый-самый первый.
На опушке у сосны
Распустилась…(верба).
                    Н. Нищева

Дидактические игры

«Найди дерево» - научить детей распознавать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.
«Угадай по описанию» - научить детей составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук
«Выложи цветочек» - из камней или пробок выложить цветок.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Смастерить из песка вазу для цветов.
Б. Прыжки вокруг дерева на двух ногах
.

Подвижные игры

«Бусинки». Цель – научить медленно передвигаться, повторять движения взрослого, не разрывая цепь. Ход игры. Взрослый начинает игру, идет и повторяет: «Я на ниточку насаживаю бусинку», беря желающих детей за руку, остальные подходят, берут за руку последнего ребенка, образуя длинную цепь – бусы. Поет медленно:

Как мы бусинки лепили,                                Ведет цепь по прямой.
Как мы бусинки лепили,                        Ведет цепь плавно из одной стороны
Бусинки, бусинки,                                       в другую, медленно кружится, 
Красивые бусинки.                                          завивая цепь вокруг себя.
Как мы с бусами играли,
Как на нитку собирали
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки.
Как мы бусы завивали,
Как мы бусы завивали,
Бусинки, бусинки,
Красивые бусинки.

Останавливается и говорит: «Играли, играли мы с бусами, а ниточка запуталась. Стали распутывать, она и порвалась. Все бусинки раскатились-разбежались во все стороны: бах! Тара-рах! (Дети разбегаются по площадке.) Ой, как далеко раскатились наши бусинки! Надо опять все бусы на ниточку собирать!»
«Заинька, выйди в сад».  Цель – научить детей действовать в соответствии со словами. Ход игры. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Заинька, выйди в сад,
Серенький, выйди в сад,
Вот так, вот так,
Выйди в сад.
Вот так, вот так,
Выйди в сад.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот так,
Топни ножкой.
Вот так, вот так,
Топни ножкой.
Заинька, покружись,
Серенький, покружись,
Вот так, вот так,
Покружись.
Вот так, вот так,
Покружись.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, вот так,
Попляши!
Твои ножки хороши!

«Волшебный клад». Цель – уточнить знания детей о деревьях, кустах и цветущих растениях, развить пространственную ориентацию. Ход игры –Воспитатель объясняет задачу: «Найти волшебный квадрат можно, только отыскав записки, спрятанные в разных местах». Дети ищут.

Тема: «Наблюдаем за работой дворника».

Цель – продолжить наблюдения за работой дворника. Научить уважать труд взрослых.

Ход прогулки
    Наблюдение

Обратить внимание на то, что дворник очищает газоны. Почему он это делает? Какие орудия труда имеются у дворника? С детьми посмотреть, как дворник обрезает кусты. Объяснить, зачем он это делает. Предложить детям помочь очистить участок от срезанных веточек.

Художественное слово
Встанет дворник на заре,
Все очистит во дворе
И кусты обрежет сам.
Красота и радость нам!
Загадки (А) и скороговорка (Б)
А. Стоят в один ряд
Острые пальчики,
Цап-царапки.
Подбирай охапки.
                    (Грабли)
Быстро грызет,
Мелко жует,
А сама не глотает.
                    (Пила)
Железная сестрица
Зубаста и остра:
Ее и клен боится,
И тополь, и сосна…
И даже дуб боится
Попасть на зуб сестрице.
                    (Пила)
Б. Краб крабу сделал грабли.
     Подал грабли крабу краб:
   «Сено граблями, краб, грабь!»

Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)

А. «Кому что нужно для работы?». Цель – закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда, воспитать интерес к труду взрослых, желание трудиться.
Б. «Назови одним словом». Цель – закрепить обобщающие слова. 

Упражнение на развитие мелкой моторики рук
«Собери из веточек веник».

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения
А. Помочь дворнику очистить участок.
Б. Отбивание мяча правой и левой рукой.


Подвижная игра

«Шлепанки». Цель – упражнять в отбивании мяча. Ход игры Дети встают в круг. Выбирают водящего, считают до пяти: пятый – водящий. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч об землю в его направлении. Тот, чье имя назвали, ловит мяч и отбивает его, стоя на месте. Число отбиваний мяча по договоренности, но не более пяти. После отбивания игрок перебрасывает его водящему. Если игрок уронит мяч, то становится водящим.

ЛЕТО

Тема: «Изучаем деревья и кустарники».

Цель – вспомнить, как выглядит береза, познакомить с сосной, осиной, сиренью (строение, польза, изменения, происходящие с приходом лета).

Ход прогулки
      Наблюдение

      Рассмотреть, какие деревья растут по близости, как они изменились с приходом лета. Обратить внимание на березу, она особенно мила нашему народу. Спросить, почему ее называют белоствольной. Сравнить ее с сосной. Сосна выше березы. Хвоя у сосен длинная, темно-зеленая. Показать цветущую сирень. Заметить, что у кустарников нет ярко выраженного ствола, как у дерева. Подчеркнуть бережное отношение к деревьям и кустарникам. Деревья и кусты очищают воздух.
     Детям рассказать, что береза очень полезна. Из ее древесины делают фанеру, мебель, лыжи. Березовые почки любят лесные птицы. Из почек изготавливают лекарство, а из листьев – желтую и зеленую краски. Из коры можно сделать корзинки, короб, шкатулки, разные картинки. Из древесины сосны делают музыкальные инструменты: скрипки, гитары. Из сосновых бревен делают дома. Из почек изготавливают лекарство. Предложить детям рассмотреть осинку. Это высокие стройные деревья с зеленовато-оливковой гладкой корой. Листья – круглые, гладкие, серо-зеленые летом и ярко-красные осенью. Осина очень светолюбива и боится мороза. Из ее древесины делают разные вещи: лопаты, бочки и т. д. Осиновой корой с удовольствием питаются зимой лоси и зайцы.

Художественное слово
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза раскудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой березонька,
Трава шелковая…    (Русская народная песня)
Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
                    А. Прокофьев
Я по лесу по зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу.
                    (Русская народная песня)

Загадки
Стоит Федосья,
Распустила волосья.
                    (Береза)
Летом цветет,
Зимой греет,
Настанет весна – 
Потечет слеза.
                    (Береза)
Хоть зима, хоть весна,
Вся в зеленом…(сосна)

Дидактические игры

«Найди дерево». Цель – распознать деревья по признакам: форма, расположение веток, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.
«Угадай по описанию». Цель – научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук

«Выложи узор» - выложить узор из деревянных палочек или спичек.
Пальчиковая гимнастика «Прятки».  
В прятки пальчики играли              Ритмично сгибать и разгибать пальцы.
И головки убирали.                        Усложнение: поочередное сгибание.
Вот так, вот так,
И головки убирали.

Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Сбор природного материала.
Б. Хождение по бревну.

Подвижная игра

«Палочка-выручалочка». Цель – развить быстроту, ловкость, внимание. Ход игры. Водящий встает к стене, берет палочку, стучит по стене и говорит: «палочка пришла, никого не нашла, кого первого найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов ищет играющих, заметив кого-либо, быстро бежит, берет палочку, стучит по стене и говорит: «Палочка-выручалочка нашла… (имя)». Если игрок, которого нашли, добежит до палочки раньше водящего, он быстро берет палочку и со словами «Палочка, выручи меня!» стучит и бросает ее как можно дальше, пока ее ищет водящий – прячется.

К ЁЖИКУ В ОСЕННИЙ ЛЕС
Дети под музыку входят в зал и останавливаются около макета домика.
Вед.  Как красиво в нашем зале!
          В гости осень мы позвали.
          Вот и домик тут стоит,
          Кто же в домике тут спит?
          Тук-тук-тук, кто здесь живет?
          Кто нам двери отопрет?
Из домика выглядывает Ёжик (игрушка-бибабо) и прячется. Ведущая его не замечает и стучит снова. И так 2-3 раза, пока дети не показывают на ёжика.
Вед. Здравствуй, Ёжик озорной!
         Подшутил ты надо мной.
Ёж  Здравствуйте, дети, Маши и Пети!
        Здравствуйте, дети, все-все на свете!
        Нынче праздник на дворе – наступила осень…
Вед. Мы тебя об осени рассказать попросим.
Ёж  Листьев целые охапки на дорожке, на траве…
        Я собрал букет осенний на забаву детворе.
Отдает листья ведущей. Ведущий разбрасывает листья на полу.
Исп. «ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА».
Вед. Мы листочки соберем.
         Песенку про зайчика вместе все споем.
Исп. Песня «В ОГОРОДЕ ЗАИНЬКА».
Звучит фонограмма дождя, ведущий приглашает всех под зонтик.
Игра-песня «ДОЖДИК».  (про сапожки)
Вед. За окошком кто шалит? Тук-тук-тук.
         Кто по стёклышку стучит? Тук-тук-тук.
         Может это птички? Нет, нет, нет.
        Может ребятишки? Нет, нет, нет.
        Может капельки дождя? Да, да, да.
Песня «ДОЖДИК».  (про сапожки)
Вед. А Ёжик-то проказник куда подевался?
Ёж Я в доме, ребята, опять оказался!
Ребятки, осенью птицы улетают в теплые края. Давайте поиграем в птичек.
Игра «ОЙ, ЛЕТАЛИ ПТИЧКИ».
Показывается в окне с корзиной.
Вед. Что в корзинке, покажи,
         Да ребятам расскажи!
Ёжик отдает ведущей корзину с грибами.
Вед. Проводит игру с грибами «СОБИРАЕМ ГРИБЫ».
Появляется Ёжик с корзиной яблок.
Ёж  Вы плясали, песни пели,
        Веселились от души,
        Угощенье получите,
        Дорогие малыши!
Ведущая благодарит Ёжика, угощает детей фруктами. Под музыку дети выходят из зала
.




















КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 ТЕМА:







В ГОСТИ К ДЕРЕВЬЯМ














 Составила воспитатель
МБДОУ «Батыревский-д/с
«Центральный»         Батыревского района ЧР
 Жидкова А.В.
















Цели: Познакомить детей с особенностями разных видов деревьев, взаимосвязями у растений с окружающей средой (вода, почва, животные, солнце-свет, тепло); воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растениям, научить видеть их красоту и неповторимость.
   Придумать и изобразить дерево из предметов окружающей нас действительности, которого нет в природе. Развивать творческое воображение через преобразование продукта действительности в продукт творчества на примере дерева. Развивать мышление, мелкую моторику руки в процессе рисования.

Материалы и оборудование:

 
оформить письма детям от хозяина тропы Боровичка. Тексты приводятся ниже. Каждое послание должно быть написано на листе бумаги, напоминающем по форме листья деревьев, в гости к которым отправятся дети. Эти письма заранее вывешиваются на соответствующих деревьях. Ребята о них не должны знать! Возле деревьев положить лейки и ведерки с водой, положить лопатки. На дерево, находящееся в конце тропы, повесьте баранки, конфеты - сюрприз Боровичка, награда детям за выполнения задания.

• Альбомные листы А4
• Краски акварельные или гуашь
• Карандаши простые ТМ
• Кисть N1, 2
• Емкость под воду
• Ластик
• Магнитофон

Предварительная работа

Во время занятия ребята будут дарить деревьям подарки. Подготовить их сообща с ребятами. Каждый подарок имеет функциональное значение; ребенок должен уметь объяснить, для чего и почему он преподносит дереву именно такой дар. 
Варианты подарков: кормушка для птиц, капелька воды (из бумаги), солнышко (рисунок), бумажный дождевой червяк, земля в мешочке. Возможны различные варианты подарков, важно чтобы они были изготовлены с участием детей. Помимо этого, вырежьте из зеленой бумаги небольшие листья тех деревьев, в гости к которым пойдут дети. Эти листочки незаметно привязать к нижним веткам деревьев.



Примечание

Занятие разделить на несколько частей и провести в несколько этапов; во время первой прогулки познакомиться с липой, во время второй – с рябиной и березой, а в группе нарисовать «Дерево, которое не существует в природе».
Наблюдения за обитателями деревьев можно проводить в хорошую погоду.

Ход занятия

Ведущая: Ребята! Сегодня, в День дерева, хозяин тропинки – старичок Боровичок пригласил нас в гости и приготовил сюрприз. Вот какое письмо он недавно прислал: 

«Дорогие мои маленькие друзья!
Я очень рад, что вы не забываете меня и приходите в гости ко мне и моим деревьям. Я – хозяин волшебной тропинки, приглашаю вас в путешествие, в конце которого вас ждет сюрприз. А для того, чтобы его получить, нужно отгадать мои загадки-задания и выполнить просьбы деревьев. Ведь деревья на моей тропинке тоже особенные, волшебные. Вот я и попросил их придумать для вас задания. Вы отыщите их в письмах, а письма – на деревьях: липе, березе, рябине. Слышал, что и вы для моих деревьев приготовили подарки. Они будут очень благодарны. Итак, в путь! Желаю вам удачи. А я спрячусь и буду ждать, пока вы выполните все мои просьбы. Если вы все сделаете правильно, то выйду, побеседую с вами.
Ваш любимый старичок Боровичок».

Ведущая (продолжает)

Ну что, ребята, пойдем по тропинке? Кто знает, где у нас растет липа? Давайте поищем на ее ветках письмо. Дети находят письмо, воспитатель снимает его с ветки и читает. По ходу чтения ребята выполняют задания липы (следите, чтобы они постоянно были вовлечены в какую-то деятельность, а не просто стояли бы и слушали).

Письмо липы: « Я, большая, старая липа, очень рада вашему приходу, так как люблю гостей. Давайте поздороваемся,  обнимите меня крепко-крепко. (Дети берутся за руки, окружая ствол). Смотрите, какая я большая! Ну-ка давайте померяемся силой, попробуйте вытащить меня из земли. (Дети пытаются это сделать). Кто из нас сильнее? Есть у меня еще силушка! А теперь ответьте на мой вопрос: Что же меня в земле так крепко держит?  (Ответы детей). А для чего мне еще мои ноги-корни нужны?. (Чтобы брать из земли воду, пищу). Если вы правильно ответили, полейте меня, пожалуйста, мне очень хочется пить. (Дети выполняют просьбу липы).  Спасибо, ребятки, я теперь так хорошо себя чувствую! Потрогайте меня руками, погладьте мою кору-кожу ладошками и скажите, какая она – шершавая или гладкая? Мокрая или сухая? Теплая или прохладная? А чем я пахну? (Дети выполняют и эти просьбы). А теперь постойте и послушайте, как шелестят мои листочки: это я с вами разговариваю. Что я сейчас сказала? (Выслушиваем предложения детей). А почему шевелятся мои листочки? Кто из вас помнит, что такое ветер? И последний вопрос: как вы думаете, почему ко мне так любят прилетать пчелы? (Они переносят пыльцу с цветка на цветок, именно запах цветков привлекает пчел). Если вы, ребята, на все мои вопросы ответили правильно, я подарю вам свои листочки. (Ведущая снимает с дерева бумажные листочки и раздает их детям. Живые листья рвать нельзя!)».

Ведущая  Ребята, а ведь мы с вами тоже приготовили липе подарки, давайте их вручим.

Дети поочереди дарят дереву подарки, объясняя (своими словами) их значения.

Например:

Я дарю тебе птицу (фигурка из бумаги). Она будет тебе другом и спасет от гусениц.
Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревает тебя, помогает листикам окраситься в зеленый цвет.
Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
Я дарю тебе дождевого червя, пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя.
Я дарю тебе зеленые листочки, пусть у тебя их вырастет много-много, они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.
Я дарю тебе кормушку, пусть к тебе прилетит много твоих друзей-птиц.
Я дарю тебе землю-почву, чтобы ты лучше росло, пусть она кормит и поит тебя.
Я дарю тебе  семена, пусть у тебя будет много семян и из них вырастет много-много твоих деток.
Я дарю тебе цветок, пусть он украсит тебя. Пусть у тебя будет много цветков, ведь чем больше цветков, тем больше семян-деток.
Я дарю тебе бабочку, пусть она отдыхает на твоих цветках, листьях, пусть украсит тебя своим ярким нарядом.
После вручения подарков дети отправляются искать следующее дерево-березу.
Ведущая Ребята, давайте поздороваемся и с березкой, она нас тоже ждала, письмо приготовила. (Дети обнимают березу, а Ведущая достает письмо с ветки и читает его).
Письмо березы:
 «Дорогие ребята! Наконец-то вы и ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Я вам тоже подарю свои листочки, но сначала, выполните мои пожелания и задания. Погладьте мою кору, понюхайте ее и скажите: чем мы с липой похожи, а чем отличаемся? А как вы узнали, что мы с липой – деревья? Может, мы травинки? Докажите мне, что я дерево!  (Дети доказывают,  объясняя, что у дерева один ствол, он твердый, а у кустарников – много стволиков, растущих из земли. У травинок не бывает таких больших деревянистых стволов, как у деревьев. Пусть дети покажут березе растущие с ней рядом кустарники или травянистые растения, травинку).  И еще у меня просьба к вам, ребята. Очень мы березы, любим слушать о себе песни и стихи. Порадуйте меня! (Дети водят вокруг березы хоровод, поют песни, читают коротенькие стихотворения, но недолго). Спасибо вам, ребята, за все! Возьмите мои листики на память. Приходите ко мне еще, не забывайте меня!».

Ведущая помогает детям достать с дерева бумажные листочки, предлагает напоить березу, взрыхлить землю под ней, чтобы ее корешки лучше дышали, затем ребята дарят березе свои подарки и направляются в гости к следующему дереву – рябине, ищут на ней письмо, которое зачитывает.

Письмо рябины: 
«Ребята, здравствуйте! Очень рада вашему визиту и тоже хочу, чтобы меня погладили.  (Дети выполняют просьбу). Я люблю, когда меня гладят, и не люблю, когда бьют по стволу палкой или царапают кору ножом. Мне ведь тоже бывает больно и обидно, когда ко мне плохо относятся. (Дети исследуют кору рябины, как и предыдущих деревьев, отвечают на вопросы ведущей). Посмотрите вверх, на мои листочки. Какие они ажурные, красивые, даже небо сквозь них видно. Проверьте, где темнее- под моими листьями или под листьями липы? Почему? Какие птицы ко мне прилетают? А как вы думаете, почему они меня любят? (Ягоды рябины – пища для многих птиц). Ребята, а вы пробовали мои ягоды? Я их всем дарю осенью, всех радую. Знаете ли вы обо мне стихи? (Дети рассказывают стихотворения о рябине). И еще у меня просьба: попробуйте палочкой, твердая или нет земля подо мной. (Дети выполняют просьбу.  Если земля твердая, то поливают дерево). И, наконец, мой последний вопрос: как вы думаете, червяки, которые ползают в земле подо мной, мои друзья или враги? (Дети отвечают, что дождевые черви едят старые листья, комочки земли, земля становится лучше, значит – друзья). Ну, ребята, вы молодцы! Берите мои подарки – листочки и не забывайте обо мне».
Дети дарят рябине оставшиеся подарки и снимают с дерева бумажные листочки.
Ведущая Ребята, я думаю, мы с вами выполнили все задания, и Боровичок должен быть нами доволен. Но где же он?  (Из-за дерева появляется Боровичок и проводит игру).
Боровичок: Ну, ребята, порадовали вы старичка! Слышу я, что и деревья теперь по-другому листочками шелестят, настроение у них праздничное. А как вы думаете, интересно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу всех вас в деревья.  (Делает волшебный знак). Ваша кожа превращается в кору, а руки – в ветки. Поднимите свои руки – ветки, пошелестите, пошумите листьями – пальчиками.  Слышите, какой ветер налетел?  (Дети выполняют рекомендации Боровичка). Расставьте ноги пошире; это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Ах, какие замечательные деревца выросли на моей тропе! Даже жалко вас расколдовывать (вздыхает). Но пора вам опять стать маленькими человечками (по волшебному знаку дети «превращаются» в людей) и отправляются в путь.
Боровичок: Вот и кончается, ребята, наше сегодняшнее путешествие. Понравилось вам? А что больше всего понравилось?  (Выслушивает ответы детей). А теперь – мой сюрприз! Как вы думаете, на каких деревьях растут конфеты и баранки? В моем царстве есть такие деревья. Поищите их, недавно на одном дереве выросли эти волшебные плоды! А я пойду отдохну, прощайте!
Дети идут ищут дерево, затем Ведущая предлагает им пойти в группу и нарисовать «Дерево, которого нет в природе».
На НОД по рисованию дети рисуют «Дерево, которого нет в природе». И рассказывают о нем: чем пахла кора, о чем шелестят листья на таких деревьях. В заключении организуется выставка рисунков «Наши новые знакомые – деревья».









Комментариев нет:

Отправить комментарий